Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Человек» — это звучит настораживающе

Краеведческий музей публично отчитался об итогах проекта «Добро пожаловать в антропоцен!»

Поделиться

Пермский краеведческий музей предъявил общественности результаты большого многосоставного проекта «Добро пожаловать в антропоцен!», который был реализован благодаря грантовой поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина. Пермяки впервые получили представление о том, что живут в новой геологической эпохе.

Антропоцен в краеведческом музее

  Ольга Сорокина

Проект, посвящённый антропоцену, включал в себя мощный просветительский элемент и художественное осмысление реалий новой эпохи, а также самосовершенствование музея: призывая общество осознать новые реалии и соответствовать им, музей отважно начал с себя.

Термин «антропоцен» появился около 20 лет назад: именно тогда впервые была сформулирована теория о том, что предыдущая геологическая эпоха — голоцен — завершилась и начался антропоцен, названный так из-за высокой степени антропогенного воздействия на биосферу. Для того чтобы зафиксировать новый геологический период, нужно как минимум два фактора: во-первых, массовое вымирание биологических видов и появление новых, а во-вторых, изменение химического состава земной коры. Именно изменение химического состава земной коры называют «золотым гвоздём» — оно является границей между геологическими периодами. Так, в конце мезозойской эры, когда вымерли динозавры, отмечено повышение в земной коре количества иридия, принесённого на Землю гигантским метеоритом.

Оба фактора в истории с антропоценом срабатывают: массовое вымирание видов зафиксировано, оно связано в первую очередь с активной вырубкой лесов; химический состав земной коры тоже изменился — появилось огромное количество пластикового мусора, а также радиоактивных элементов, накапливающихся в результате ядерных испытаний. Вот почему в августе 2016 года на Международном геологическом конгрессе в Кейптауне учёные официально объявили о том, что голоцен завершён и начался антропоцен.

Команда отдела природы Пермского краеведческого музея во главе с Юлией Глазыриной считает, что нужно как можно больше говорить об этом, напоминать о том, что человек сегодня — важнейший фактор формирования окружающей среды, всех её составляющих — от атмосферы до литосферы. Говорить по-разному: проводить лекции и конференции, а также показательно внедрять стандарты, которые получили название «антропоцен-френдли»: бережно относиться к ресурсам, ценить биоразнообразие, даже в бытовых поведенческих мелочах всегда учитывать, что надо действовать так, чтобы недавно наступивший геологический период не стал в истории биосферы Земли последним.

В рамках проекта «Добро пожаловать в антропоцен» в музее прошёл экологический аудит: команда приглашённых экспертов учитывала, насколько в музее и его филиалах бережно и эффективно используются вода, воздух, электричество, правильно ли утилизируется мусор и т.д. Наибольшие проблемы найдены в здании Музея-диорамы на Вышке: там нет центрального отопления, используются электрические обогреватели, при этом утечки тепла через «неправильные» окна выше, чем могли бы быть, отсюда —перерасход электроэнергии. По словам Юлии Глазыриной, все выводы и рекомендации экспертов будут учтены и при ремонте существующих помещений, и при планировании размещения музея на территории завода Шпагина.

Важнейшим пунктом программы «Добро пожаловать в антропоцен!» была художественная резиденция, целью которой было не только создание новых арт-объектов, посвящённых антропоцену, но и разработка нового подхода к демонстрации коллекций отдела природы — гербариев, коллекций насекомых, чучел животных. Недаром потанинский грант на этот проект музей получил в номинации «Открытая коллекция».

Антропоцен в краеведческом музее

  Ольга Сорокина

В качестве резидента пригласили аргентино-финского художника с русскими корнями Акселя Страшного, ведущего представителя научно-популярного искусства в Европе. По словам Юлии Глазыриной, Аксель очень помог музейщикам в разработке подходов к формированию будущих экспозиций на заводе Шпагина, однако каких-то внятных арт-объектов он в рамках резиденции не создал, если не считать глянцевых открыток с изображением экспонатов зоологической коллекции, для которых художник самолично проводил фотографирование чучел. Впрочем, в будущем планируется продолжение совместной работы, в том числе иллюстрированная книга о насекомых.

Второй участник резиденции — пермский художник Пётр Стабровский — пришёл, что называется «самоходом». «Я напросился», — честно сказал он на презентации результатов проекта. Судя по всему, Петра тема антропоцена очень впечатлила, поскольку он не только разработал для музея новый фирменный стиль с символикой антропоцена, но и подготовил три мини-выставки.

Первая проходит в Музее пермских древностей: там установлены тубусы из ватмана, которые, словно телескопы, позволяют сфокусировать внимание зрителя на деталях и увидеть экспонаты по-новому. Вообще, пафос работы Стабровского по теме антропоцена — это новая оптика, призыв к людям увидеть новые опасности, подготовиться к новым вызовам и по-новому взглянуть на реальность, как того требуют изменения в ней.

Одна из самых привлекательных и полезных придумок Петра Стабровского, сделанных для музея в рамках арт-резиденции, — это складной стол для организации микровыставок в помещении хранилища экспонатов. Вещь простая, но стильная: в сложенном виде белый стол превращается в правильный куб, а «музейный» свет создаётся при помощи двух светодиодных ламп, укреплённых на простых фотографических треногах. С помощью этого нехитрого приспособления музей получил возможность показывать экспонаты, которых никто обычно не видит. Правда, для этого надо проникнуть в отдел хранения, но Юлия Глазырина уверяет, что по предварительной заявке это возможно.

В день, когда подводили итоги «антропоценового» проекта, на столе для микровыставок показывали короедов. Вот в этой коробочке — коллекция насекомых, а рядом — потрясающие изъеденные куски дерева, настоящие арт-объекты! Красиво, познавательно, наглядно.

Весомым результатом деятельности художников и учёных, связанных темой антропоцена, стало первое серьёзное пополнение коллекции членистоногих за последние несколько лет — 118 экземпляров, представляющие 35 биологических видов. Все они собраны внутри музея — это антропоценовая фауна, повседневно сосуществующая с человеком: мушки, комарики, паучки, кожееды, журчалки, ручейники… Идея принадлежит Акселю Страшному, а Пётр Стабровский изготовил для них стильные коробочки.

Кроме прочего, результатом работы проекта стал сайт «Привет, антропоцен!» Его разработчики надеются, что благодаря этому ресурсу многие люди задумаются о содержании нового этапа в развитии земли и человечества.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться