Все «Маски» Перми
Краткая история театральных побед
Пермские театры не впервые становятся источниками неожиданных сюжетных поворотов на фестивале национальной театральной премии «Золотая маска».
Началось всё ещё в 1996 году, когда опера «Дон Паскуале» в постановке режиссёра Георгия Исаакяна и его двоюродного брата дирижёра Ары Карапетяна получила две «маски» – за лучшую женскую и лучшую мужскую роль (Татьяна Куинджи и Анзор Шомахия).
Георгий Исаакян до самого недавнего времени называл эти награды самыми любимыми: это был первый самостоятельный спектакль молодых и по-хорошему наглых постановщиков, сделанный буквально за три копейки: костюмы приобретались в секонд-хэндах.
В 2004 году балет Джорджа Баланчина Ballet Imperial на музыку Второго фортепианного концерта Чайковского в постановке Пермского театра оперы и балета был признан лучшим балетным спектаклем, во многом благодаря работе солистки Елены Кулагиной, а также благодаря тому, что партию фортепиано в этом синтетическом балетно-симфоническом спектакле исполнял Денис Мацуев.
В 2009 году опера Клаудио Монтеверди «Орфей» (первая постановка в России) была отмечена двумя «масками»: Георгий Исаакян получил долгожданную награду в номинации «лучшая работа режиссёра в опере», а лучшей работой художника в музыкальном театре стала сценография Эрнста Гейдебрехта.
В 2010 году за оперу Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» в постановке всё того же Исаакяна главный дирижёр театра Валерий Платонов получил «Маску» в номинации «Лучшая работа дирижёра в опере».
В 2012 году вечер современной хореографии «Видеть музыку» был удостоен специального приза «За поиск в современной хореографии».
Наконец, 2013 год принёс театру рекордные четыре «Золотые маски», две из них – Теодору Курентзису: за работу дирижёра в опере Моцарта Cosi fan tutte и в балете Прокофьева «Сказка про Шута». Певица Надежда Кучер стала лауреатом в номинации «Лучшая женская роль» за работу в опере Паскаля Дюсапена MedeaMaterial; вечер одноактных балетов «В сторону Дягилева» получил специальный приз жюри «За восстановление дягилевского репертуара».
Общее количество «золотых масок» на счету Пермского театра оперы и балета – 11.
Вторым по количеству «масок» является театр «Балет Евгения Панфилова» с четырьмя национальными театральными премиями. Ещё при жизни его основателя, в 2001 году в номинации «Эксперимент» премию получил спектакль «Балета толстых» «Бабы. Год 1945».
Долгожданную награду в основной номинации «Лучший спектакль современной хореографии» Евгений Панфилов получил посмертно: в 2006 году «Маски» был удостоен один из его лучших спектаклей, восстановленный труппой, – «Клетка для попугаев» на музыку «Кармен-сюиты» Жоржа Бизе – Родиона Щедрина.
В 2010 году театр получил сразу две награды: лучшим спектаклем современной хореографии был назван Casting off (хореограф Лариса Александрова), а Алексей Хорошев за этот же спектакль был признан лучшим художников по свету в музыкальном театре.
На третье место среди пермских театров в этом году вырвался Театр-Театр с двумя «Золотыми масками»: его нынешний художественный руководитель Борис Мильграм получил награду как «лучший режиссёр в оперетте или мюзикле», а его предшественник Иван Бобылёв получил почётную награду «за выдающийся вклад в развитие российского театра».
К слову, это не первая почётная «Золотая маска» в Пермском крае: в 2007 году эту награду, которая тогда ещё именовалась «За честь и достоинство», получил Владимир Гуляев, на протяжении многих лет возглавлявший Коми-Пермяцкий театр драмы им. Горького.
Наконец, есть одна «Золотая маска» у муниципального театра «У Моста»: в 2010 году этот театр получил специальный приз жюри национальной театральной премии за то, что открыл для российского зрителя творчество ирландского драматурга Мартина МакДонаха.
Фото: Антон Завьялов и архив Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.