Юлия Усольцева

Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

Программный дефицит

Краевые законодатели дали старт новому бюджетному процессу

Поделиться

Депутаты краевого Законодательного собрания приступили к рассмотрению проекта бюджета на ближайшую трёхлетку. Впервые главный финансовый документ был сформирован в программно-целевом формате. Соответственно, будут меняться и подходы к работе над бюджетом со стороны депутатов. Но что остаётся неизменным, так это предельный дефицит краевой казны, который запланирован в размере 13 млрд руб.

Проект бюджета Пермского края на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов был внесён губернатором на рассмотрение краевого парламента 1 октября. Через несколько дней после этого комитет по бюджету Законодательного собрания провёл внеочередное заседание, на котором установил, что документ соответствует закону о бюджетном процессе, а значит, депутаты и сотрудники аппарата краевого парламента могут приступить к его анализу. Заключения Контрольно-счётной палаты и управления аналитической деятельности будут готовы к середине октября, после чего проект бюджета сначала будет рассмот­рен на бюджетном комитете, а затем на пленарном заседании Законодательного собрания, которое запланировано на 24-25 октября.

Как отмечают в краевом министерстве финансов, бюджет на 2014-2016 годы рассчитан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Пермского края, который исходит из умеренных оценок развития мировой экономики и экономики России. Предполагается, что в 2014-2016 годах увеличение валового регионального продукта (ВРП) в среднем составит 4,3% ежегодно.

В соответствии с прогнозом экономического развития в бюджете заложен рост доходов на 11% в 2014 году, на 6% — в 2015-м и на 7% — в 2016-м. Примерно такими же темпами растут и расходы.

Доходы бюджета в 2014 году запланированы в размере 90 млрд руб., расходы — 103 млрд руб. Дефицит, соответственно, составит 14,8% (13 млрд руб.). Это вписывается в рамки, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ. В пояснительной записке к проекту бюджета указано, что власти планируют покрывать дефицит за счёт коммерческих кредитов.

Важно, что впервые в истории Прикамья бюджет был сформирован по программному методу (в общей сложности разработана 21 государственная программа). Это связано со вступившими в силу изменениями в Бюджетный кодекс РФ. Каждая государственная программа будет увязывать бюджетные средства с результатами их использования для достижения заявленных целей.

Также в проекте бюджета предусмот­рены средства на выполнение указов президента РФ о повышении уровня средней заработной платы работникам бюджетной сферы: рост зарплат по различным категориям составит от 8 до 20%.

Председатель комитета краевого парламента по бюджету Елена Зырянова отмечает, что параметры бюджета на 2014 год «не вызывают каких-то особых эмоций, потому что он является продолжением действующего бюджета».

«Незначительное увеличение дефицита, но неплохие планы по доходной части. Насколько они корректно спрогнозированы, покажет только время»,  — полагает Зырянова. По её словам, сейчас важно «достойно» исполнить бюджет текущего года, поскольку, если будут большие остатки, придётся скорректировать бюджет 2014 года.

«Не надо никогда радоваться, что какие-то деньги сэкономлены. Понятие «экономия» ничего общего не имеет с понятием «неосвоение». Большие остатки  — это, возможно, недостижение тех результатов, которые под это финансирование планировались»,  — считает председатель комитета по бюджету.

Елена Зырянова, председатель комитета Законодательного собрания Пермского края по бюджету:

— Мы сейчас думаем о том, как нам организовать работу над рассмотрением и утверждением нового программного бюджета. Мы сегодня облечены такой миссией, в рамках которой должны понять, как правительство планировало бюджет с учётом тех целей и задач, которые сформулированы в программах. Это новая для нас работа. Может быть, мы будем нуждаться в консультациях представителей исполнительных органов власти, потому что профессионалы по отраслям находятся в правительстве. Наша задача  — понять, что цели и задачи, которые определены государственной программой, будут достигнуты на базе конкретного финансового ресурса. А это очень сложно оценить. Скорее всего, нужен эмпирический материал для того, чтобы понять, насколько этот бюджет обеспечивает достижение конкретных показателей. Но так или иначе программный бюджет  — это некий новый управленчес­кий разрез прежнего бюджета. В основном задачи государства не изменились, просто они переформатировались.

Первый заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края Игорь Папков обратил внимание, что работа над бюджетом будет осложнена тем, что параллельно нужно будет вносить изменения в программу социально-экономического развития Прикамья.

Игорь Папков, первый заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края:

— Нам предстоит большая работа по согласованию двух наших главных документов — программы социально-экономического развития Пермского края и бюджета. В первом чтении изменения в программу социально-экономического развития будут рассмотрены в ближайшие месяцы, тогда же, когда и бюджет. Синхронизация этих процессов будет непростым делом. Нам надо будет работать над проектом бюджета во втором чтении и одновременно вносить изменения в программу СЭР. И это будет тем каркасом, на основании которого в декабре мы должны будем принять бюджет.

Заместитель председателя краевого парламента Лилия Ширяева, отметила, что депутаты только приступают к изучению документа, но уже сейчас есть проблемные моменты, бросающиеся в глаза.

Лилия Ширяева, заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края:

— На сегодняшний день настороженность вызывает предельный дефицит, который, скорее всего, будет «покрываться» за счёт невыполнения инвестиционных программ. Ещё больше осложнится жизнь муниципалитетов в связи с уменьшением налоговых отчислений из бюджетов вышестоящих уровней. Не нашла в бюджете ряд проектов, которые правительство планировало профинансировать. Например, строительство новой поликлиники в Ленинском районе Перми. Бюджет  — это финансовое отражение обещаний правительства. К сожалению, многие обещания так и повисли в воздухе.


«Опасности кредитования власти региона и сами хорошо видят»

Виктор Басаргин, губернатор Пермского края (цитируется по записи в блоге basargin.livejournal.com):

— Пермский край остаётся одним из немногих регионов, сохранивших главные показатели сбалансированности. Край сократил расходы, но обошёлся без использования заёмных средств, без реального дефицита. Что имею в виду: и в прошлом году принимали бюджет с дефицитом, на бумаге намечается дефицит и на будущий год, но на практике прибегать к кредитам пока не пришлось.

Удаётся добиваться дополнительных доходов. Правительство края в этом направлении много работает. Как только новые доходы появляются — уже знаем, на какие цели они пойдут. Если их суммы не достаточно для полного выполнения намеченного, сокращаем наименее важные статьи. То есть по доходам и расходы. И все разговоры, что были в прошлом году и, уверен, будут вестись и в нынешнем, о том, что принятие бюджета с дефицитом — путь к тому, что через три года край будет работать только на проценты по кредитам, основания под собой не имеют. Опасности кредитования власти региона и сами хорошо видят.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться