Начальник для битья
Руководитель транспортного департамента пермской мэрии оказался заложником чужих политических амбиций
Выдвинутое на мартовской «пленарке» депутатами Пермской городской думы требование отставки начальника департамента дорог и транспорта администрации Перми Дениса Гвоздева чётко обозначило противостояние между двумя ветвями муниципальной власти. Теперь обе стороны находятся в ожидании политического решения, которое, судя по всему, может принять только губернатор Виктор Басаргин.
Несмотря на то что со дня думской «пленарки» прошла целая неделя, глава администрации Перми Анатолий Маховиков, который, по идее, и должен увольнять или не увольнять Гвоздева, до сих пор никак не прокомментировал инициативу думцев. В пресс-службе мэрии объясняют ситуацию предельно сдержанно: «Администрация Перми с уважением относится к мнению депутатов. Тем не менее нужно время для формирования позиции по этому вопросу».
Аналогичная ситуация была и в 2012 году, когда после критики со стороны депутатов Анатолий Маховиков отправил в отставку своего заместителя Максима Заварзина. На этот раз немедленной отставки раскритикованного чиновника не последовало. Возможно, накануне майского пленарного заседания гордумы, на котором будет обсуждаться его годовой отчёт, сити-менеджер решил показать депутатам, что при нынешнем политическом раскладе он может себе позволить не выполнять думские кадровые рекомендации.
Пока что обе стороны потихоньку выкладывают имеющиеся у них козыри. Один из оппонентов Дениса Гвоздева — депутат Дмитрий Малютин — вскоре после конфликтного заседания гордумы получил назначение на должность директора находящегося в краевой собственности ОАО «ПАИЖК». Это кадровое решение можно трактовать в том числе как усиление позиций одной из противостоящих политических группировок на региональном уровне.
Другая сторона ответила лёгкой PR-кампанией. В конце минувшей недели контролирующее большую часть городских автобусных маршрутов некоммерческое партнёрство «Единый союз перевозчиков» выпустило пресс-релиз о приобретении новой техники, в котором нашлось место реверансу в сторону лично Дениса Гвоздева. Ну а позиция Михаила Якимова, который заслуженно считается одним из лучших в Перми экспертов по вопросам развития транспортной отрасли, уже была подробно изложена.
Между тем с формальной точки зрения предъявленные депутатами претензии к работе транспортного департамента совершенно обоснованны. За последний год ведомство Гвоздева серьёзно «проколось» как минимум трижды, обогнав по количеству допущенных ляпов все остальные структурные подразделения мэрии.
Первая неудача — вынужденная отмена объявленных в июле —октябре 2012 года конкурсов по распределению городских автобусных маршрутов среди перевозчиков. Шесть из девяти критериев отбора оказались составлены юридически некорректно, что привело к отмене тендеров в судебном порядке.
В марте департамент представил общественности проект новой конкурсной документации, который, судя по всему, не устроил ни депутатов, ни значительную часть перевозчиков. В результате маршруты в Перми по-прежнему распределяются по заявительному принципу, то есть совершенно непрозрачно.
Второй «минус» — неудача с внедрением систем электронной оплаты проезда и учёта льготников. Отсутствие учёта «бесплатных» пассажиров удобно для чиновников и дружественных им перевозчиков. Напомним, что основная претензия депутата Павла Ширёва к руководству транспортного департамента была предъявлена как раз по порядку расчётов и выплат субсидий за перевозку «бесплатных» пассажиров.
Наконец, третий прокол — политический. Денису Гвоздеву так и не удалось наладить конструктивный диалог с депутатами. Чиновник изначально выступал в роли «мальчика для битья».
Сначала думцы сформировали рабочую группу по созданию транспортной концепции, фактически занявшись тем, что должна делать исполнительная власть. Затем у департамента случились «пять минут позора» с отклонением депутатами предложения повысить тарифы на проезд. В довершение всего департамент так и не смог выполнить простого поручения по схеме маршрутов городского транспорта. Здесь, впрочем, вина не столько Гвоздева, сколько его начальства.
Вместо того чтобы дать думцам действующую сейчас схему, чиновники начали делать противоречивые заявления. Сначала заместитель главы администрации Перми Сергей Южаков заявил, что новая маршрутная сеть не будет принципиально отличаться от существующей. Спустя несколько дней Анатолий Маховиков, рассказывая о проекте прокладки трамвайных путей у «Колизея», сообщил нечто совершенно противоположное — маршрутная сетка нуждается в кардинальном пересмот-ре. Ясно, что Южаков имел в виду, что сейчас сеть трогать не будут, а Маховиков рассказывал о более отдалённой перспективе. Но неопределённость всё-таки появилась, и Денис Гвоздев стал её жертвой.