«Да, я прототип Служкина, но не полностью»

Алексей Иванов рассказал о фильме «Географ глобус пропил»

Поделиться
Алексей Иванов

Алексей Иванов
  Сергей Копышко

Алексей Иванов провёл в Екатеринбурге пресс-конференцию, посвящённую премьере фильма «Географ глобус пропил». Писателя неоднократно спрашивали, как он относится к тому, что действие фильма происходит в современной России, тогда как книга рисует события 1990-х годов.

Алексей Иванов, писатель:

— С тех пор ничего особенно не изменилось. Во всяком случае, в человеческих душах. Так что диссонанс у меня не возник. И роман, и фильм не о конкретном времени, а о ситуации вне времени. Такой перенос разумен: зачем снимать о 1990-х годах, когда можно снять в наше время? Он позволяет прояснить некоторые смыслы. Я неоднократно читал в прессе, что фильм о «лишнем человеке». Но лишний бывает лишним по отношению к конкретной эпохе. Если он лишний в любом времени, то это уже маргинал, который никому не интересен. Эпоха поменялась — здесь уже 2010-е годы. А в герое ничего не поменялось. Он не тип «лишнего человека».

Дух всё равно остался. То что детям дали «айфоны»… Многие вещи позволили сюжетно сократить фильм. Начало моего романа: герой едет в электричке с похмелья, денег на билет у него нет, и он изображает глухонемого. Чтобы показать, что он притворяется, мне потребовалось, чтобы он вышел из вагона, дошёл до киоска и хриплым голосом попросил пива. Видите, как долго. А здесь просто у Хабенского (Константин Хабенский, исполнитель главной роли — ред.) зазвонил сотовый телефон. Ну козе понятно, что глухонемой им не пользуется. Этот штрих позволил сократить историю. Это не только хорошо, но и кинематографично.

Как признал Иванов, фильм «Географ глобус пропил» ему понравился.

Алексей Иванов:

— Мне Валерий Тодоровский (продюсер картины — ред.) говорил, что не знает такого случая, чтобы экранизация понравилась автору. Когда я сказал Валерию, что мне очень понравился фильм, он буквально вытаращил глаза, дескать, быть того не может. Я ни в коем случае не искал несоответствий с романом. Но главное соблюдено — перенесён дух произведения. Экранизация — не механическое действие, а сложный процесс конвертации одной художественной системы в другую: есть и потери, и приобретения. Требовать буквализма нелепо, искать блох бессмысленно. Если фильм удался, соответствует духу произведения, нравится зрителям,— это хорошо. Я себя отношу к категории зрителей.

Высоко оценил Иванов и игру актёра Константина Хабенского в роли главного героя Виктора Служкина. 

Алексей Иванов:

— Хабенский сыграл замечательно, его уже наградили за лучшую мужскую роль. Это признание. И он полностью попал в тот образ, который я придумывал, когда писал роман. Были определённые сложности, когда мы рассуждали, кто должен играть главного героя. Предлагался актёр, который сыграл бы интеллектуала, который рассказывал бы о его принципах. Но зрители бы сдохли от скуки. Был путь «комикования». Но Хабенский прошёл между Сциллой и Харибдой. Получился замечательный герой, который своим обаянием добивается того, чего можно было добиваться нелепыми сюжетными придумками.

Да, я прототип Служкина, но не полностью. Если бы я был полным прототипом, то тогда либо бутылки бы уже собирал, либо на «зоне» бы сидел. Эпоха, когда он живёт — это то время, в котором я жил. И снимали в том районе, который я описывал, даже в моей школе. Я не тащил продюсера за рукав, чтобы снять там. Они выбрали сами.

По словам Иванова, фильм вызвал интерес, потому что в нём появился новый герой.

Алексей Иванов:

— В последние 15 лет снималось морализаторское кино: Данила Багров (герой фильмов «Брат» и «Брат-2»), Саша Белый (герой сериала «Бригада»), парни из «Бумера», Давид Гоцман (герой сериала «Ликвидация»). Я это говорю не с оттенком осуждения, а констатирую. А Велединский (Александр Велединский, режиссёр картины — ред.) снял нравственный фильм о постоянном внутреннем диалоге. Его мы все ведём, и интересно посмотреть, как другой человек это делает. Таких произведений мало. Общество ждало такого произведения. Поэтому такой бум.

Иванова спрашивали о Перми и пермской «культурной революции».

Алексей Иванов:

— Я в пермском публичном пространстве два с половиной года не присутствую. Только в этот момент (премьера фильма  — ред.) и заметили, что меня нет. Там ни одного моего проекта не поддержали ни власть ни бизнес. А в Екатеринбурге поддержали. Поэтому я здесь.

В этом проекте («Пермь — культурная столица» — ред.) не было культурной составляющей, только коррупционная. Нет, проект не провалился: коррупционная составляющая отлично отыгралась. Люди довольные разъехались.

Отдельно Иванов рассказал о постановках и экранизациях других книг. Так в Екатеринбурге местный драматический театр готовит спектакль «Блуда и МУДО». Автор не участвует в создании сценария: «Я в принципе считаю, не стоит вникать. Если доверяешь автору — а я доверяю, не надо мешаться под ногами». Права на экранизацию нескольких романов уже куплены, но главный вопрос, по словам Иванова, в финансировании.

Также к печати готовится книга писателя о «лихих 90-х» в Екатеринбурге, которую Иванов называет «сборником новелл» — их будет ровно 100. Книга будет дописана к концу года, в печать выйдет в феврале.

Журналисты интересовались тем, как Иванов реагирует на отзывы на свои произведения, считает ли он сам свою книгу уникальной?

Алексей Иванов:

— Вы думаете, я скажу, что книгу читать не стоит? Некорректно мне судить об уникальности. Я, с одной стороны, должен скромничать, но это нелепо. С другой стороны, и нахваливать себя тоже нелепо. Эта книга написана в 1995 году, и восемь лет пролежала в столе, и за это время не сдохла. В 2003 году она напечатана, вышло больше 100 тыс. экземпляров, её переиздают, она включена в список обязательной программы по курсу «Современная литература» в вузах.

Да, педагоги не могут эту книгу одобрять по принципу. За антипедагогичность меня ругали на страницах «Литературной России», а «Учительская газета» написала хорошую рецензию на роман. Это не о педагогике. Я не Макаренко. Идея написать эту книгу пришла в голову очень давно. Я сам был учителем. Когда начал работать в школе, я удивился, что о реальной работе учителя нет произведений. То, что есть, — это тупость или ложь. Мне захотелось правду написать.

Кроме того, Иванов рассказал, зачем написал одну из книг — «Псоглавцы» — под псевдонимом.

Алексей Иванов:

— Эта игра не принесла плодов. Мне надоело, что критики называют меня краеведом и «певцом Урала». Потому и решил издать под псевдонимом. Но поменял шило на мыло: меня посчитали начинающим автором, критики решили поучить меня писать романы. Следующую книгу опубликую под своим именем.

В завершение встречи автора спросили о его творческих планах. «Не хотел бы делиться. Это конкретные проекты с большим финансированием», — резюмировал Иванов.

Источник — seaseas.livejournal.com

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться