Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

«Если признать деятельность целителей бизнесом, с ними можно будет работать»

Эксперты отрасли обсудили будущее «неформальной медицины»

Поделиться
врач

  Константин Долгановский

Высшая школа экономики провела социологическое исследование, посвящённое «неформальному здравоохранению» в Пермском крае. Средства на реализацию этого проекта были выделены Фондом поддержки социальных исследований «Хамовники».

Как отмечают исследователи, метафора «неформальное здравоохранение» объединяет практики, а также рынки товаров и услуг, сложившиеся для их обслуживания, находящиеся «вне системы здравоохранения и официальной медицины».

Елена Зуева, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Пермского кампуса НИУ ВШЭ:

— Чтобы понять, что происходит в сфере здоровья, недостаточно изучить систему здравоохранения. Надо изучать систему снизу, ведь по факту «неформальное здравоохранение» берёт на себя часть невыполненных социальных обязательств государства. Сетевые компании пытаются заменить собой всю систему — проводят диагностику, выписывают препараты, выпускают журналы с рекомендациями по здоровому образу жизни и правильному питанию.

К «неформальному здравоохранению» исследователи относят продажи средств, которым приписывается целебный эффект; деятельность специалистов альтернативной медицины и целителей; самолечение с помощью рецептов из «Вестника ЗОЖ» или авторских систем оздоровления организма. Сюда же относится популярное «компьютерное обследование всего организма», которое ни в одной больнице не примут в качестве медицинского заключения.

Юлия Крашенинникова, доцент кафедры государственного и муниципального управления Пермского кампуса НИУ ВШЭ, эксперт лаборатории муниципального управления:

— Деятельность значительной части представителей «неформального здравоохранения» является нелегальной с точки зрения российского законодательства. Причина — в строгости правил. Основная коллизия заключается в том, что если услуги рекламируются как лечебные, то их должны оказывать медики, а юридическое лицо должно иметь лицензию. Если это не медицинские, а оздоровительные процедуры, то реклама их как «лечебных» вводит потребителей в заблуждение.

Аналогичная ситуация и с товарами для здоровья. Либо они проходят государственную регистрацию и продаются в строго отведённых для этого местах, либо их продвижение как «лечебных» является нарушением рекламного законодательства.

Элина Цевилёва, практикующий врач-радиолог Пермского краевого онкологического диспансера:

— Часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда к нам приходят больные после нетрадиционного лечения. Они не верят традиционной медицине. Но тот же рак кожи легко лечится, если начать вовремя. А люди лечат его чистотелом и затягивают обращение к нам на год. В этом случае нам остаётся только развести руками. Бывает, сердце, почки не выдерживают эффекта от «лечебных травок».

Кроме того, представители неофициальной медицины в большинстве своём не платят налоги, не ведут статистического учёта, и занимаются несанкционированной торговлей.

Юлия Крашенинникова:

— У контрольных и правоохранительных органов на местах не хватает ресурсов, чтобы выявлять и пресекать эту деятельность. В Перми работает более 50 компаний, на постоянной основе торгующих немедицинскими товарами, которым приписывается целебная сила. Проверки можно провести лишь на основании жалоб. При этом в краевое управление Роспотребнадзора на продавцов БАДов поступает лишь две-три жалобы в год. Другой пример — в официальном реестре народных целителей, который ведёт краевой минздрав, числятся лишь пять человек. Наш мониторинг показал, что в Перми оказывает услуги не менее 35 экстрасенсов, целителей и магов, а в районных центрах насчитывается от двух до пяти известных знахарей.

Наиболее «неуловимая» категория нарушителей, говорят исследователи, — так называемые «гастролёры», которые зарегистрированы в другом городе, и пермские правоохранительные органы ничего не могут с ними поделать.

Вывод «неформального здравоохранения» из тени, по мнению исследователей, возможен двумя путями. Первый — сделать правила работы на медицинском рынке менее жёсткими и признать за человеком выбор, где и чем лечиться. Примечательный факт, что некоторые виды нетрадиционной медицинской помощи «монополизированы официальной медициной» — мануальная терапия, гирудотерапия (лечение пиявками), медицинский массаж и другое.

Второй путь — усилить контроль за выполнением правил, признать существование целителей и возможные риски для здоровья людей. Пока же сами врачи, говорит Юлия Крашенинникова, ссылаются на то, что «это не их дело».

Владимир Илюшкин, главный врач Красновишерской районной больницы, практикующий врач-хирург высшей категории:

— Разъяснительную работу с медицинских учреждений ещё никто не снял. Так что медики, которые говорят, что это «не их дело», недорабатывают свой функционал. С неформальной медициной работать сложно, так как она находится вне правового поля. Если признать её как бизнес, с ней будет можно работать.

Элина Цевилёва считает, что «государство должно усилить контроль, в частности, в сфере периодических изданий, таких как «Вестник ЗОЖ». 

«Самые вредные в жизни советы я читала в этой газетёнке», — говорит Цевилёва.

Владимир Илюшкин также подтверждает, что «есть специалисты, хоть их и мало, которые занимаются традиционной медициной по бабушкиным рецептам, и не берут за это деньги». «Они даже не знают, что такое рынок, поэтому на него не выходят. Эту медицину я готов признать», — поясняет врач.

На это Крашенинникова привела пример бабушки-целительницы из Горнозаводского района, которая лечит от алкоголизма: раньше она работала бесплатно, но потом тоже начала брать плату за свои услуги.

«Испортили бабушку рыночные отношения», — заключил Илюшкин.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться