Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Объявлены номинанты премии имени Дягилева 2014 года

Награды вручит Дмитрий Черняков

Поделиться

Продюсеры четырёх громких международных театральных премьер 2013 года номинированы на премию Дягилева — первую международную награду за лучшую работу продюсера в сфере музыкального театра. Решение международного жюри, в состав которого входят авторитетные деятели культуры, объявит 20 июня режиссёр Дмитрий Черняков.

Премия Дягилева с 2012 года присуждается ежегодно за создание театральной постановки, премьера которой состоялась в предшествующем календарном году. С 2012 года денежный приз для лауреата составляет 2 млн руб. Главный критерий отбора номинантов — соответствие постановок духу и принципам работы Сергея Дягилева. На соискание премии выдвигаются новые произведения, заказанные и поставленные продюсером, а также постановки известных произведений в новой сценической интерпретации, новаторски сочетающей разные виды исполнительского искусства.

С 2012 года в состав жюри входят интенданты крупнейших театров и фестивалей России и Европы, режиссёры, художники, кураторы, критики:

Марина Абрамович, художник;

Джон Берри, художественный руководитель Английской национальной оперы;

Анатолий Васильев, театральный режиссёр;

— Игорь Гладнев, министр культуры Пермского края;

Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского государственного академического театра оперы и балета;

Борис Мильграм, художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра;

Ханс Ульрих Обрист, директор международных проектов галереи «Серпентайн», куратор, критик и историк искусства;

Алексей Парин, оперный критик (Москва);

Николас Пейн, председатель Opera Europa;

Алекс Путс, директор Международного фестиваля в Манчестере;

Дмитрий Черняков, театральный режиссёр (Москва). 

В 2012 и 2013 годах жюри возглавлял легендарный деятель музыкального театра Жерар Мортье, трагически ушедший из жизни в начале весны.

Каждый из членов жюри имеет право выдвинуть на соискание премии одного продюсера, создавшего спектакль в предшествующем календарном году.

В шорт-лист 2014 года вошли четыре постановки 2013 года:

Джон Берри за оперу «Воццек», Английская национальная опера

Опера на музыку Альбана Берга, режиссёр Керри Крекнелл.

«Трагедия без надежды и без спасения души: ни опера Берга «Воццек», ни оригинальная пьеса Бюхнера не предлагают ни одного средства для очищения или успокоения публики.

Новая мощная постановка Керри Крекнелл безотрадного шедевра Берга переносит оперу из Германии начала XIX века в современную Британию, которая изобретательно воплощена в трёхэтажной декорации в поперечном разрезе, представляющей квартиру, расположенную над кают-компанией.

Концепция Крекнелл реализована с бесподобным театральным вкусом и наполнена множеством натуралистических деталей: друг Воццека Андрес неистово играет в компьютерные игры, сидя в инвалидной коляске, наркобизнес контролируется подозрительным санитаром, герои проводят пьяную ночь в караоке» (The Telegraph)

Юрген Флимм за оперу «Царская невеста», Берлинская опера

Опера на музыку Николая Римского-Корсакова, режиссёр Дмитрий Черняков.

«Сегодня, в спектакле Дмитрия Чернякова, Грязной — уже не просто опричник на службе у царя. Хоть палач, но и сам он в руках другого, верховного палача. Грязной — один из создателей «государя», один из главных «инженеров душ» в этом деле. Как так? Черняков с присущим ему талантом закручивания интриги успевает всё объяснить во время увертюры (сразу отметим невероятную чуткость Даниэля Баренбойма как дирижёра ко всем прихотям режиссёрской мысли).

О «предыстории» на этот раз Черняков сообщает не декларативно, не в титрах, а с той невероятной насыщенностью, с которой сканируется, перерабатывается, рефлексируется, наконец, пересоздаётся реальность сегодняшним потребителем/генератором информации. Начальные «оперные мужики» (здесь: бояре), уныло бродящие среди сусальных старорусских декораций, оказываются статистами; «наложенная» на них жизнеподобная проекция «места действия» убрана, под ней оказалась неживого зелёного цвета студия, в которой рутинно подводит итоги дня съёмочная группа во главе со своим режиссёром (это и есть Грязной). 

Секунда — и мы уже подсматриваем «чат опричников»: проекты, как поставить во главе России виртуального царя. Замысел приводится в исполнение тут же, в соседней комнате, в мрачном хайтековском пространстве, где куча умных машин выводит на экраны параметры всевозможных вождей, генерируя из них один-единственный, безликий, но суггестивный образ... Масса информации переработана в считанные минуты — так считывал робот Дэвид историю человечества в фильме Спилберга «Искусственный интеллект». Поворот винта (в увертюре — тема Марфы), и вот уже опричники перешли к следующей теме: для виртуального царя нужна совсем невиртуальная царица. Открываются файлы с девушками-красавицами; на каждую — досье с фотографиями... Уже фактически предсказано — и объяснено — финальное сумасшествие Марфы. При таком раскладе «царская невеста» спятила бы по-любому» («Независимая газета»)

Ева Вагнер-Паскье, Катарина Вагнер за оперу «Валькирия», Байройтский фестивальный театр

Опера на музыку Рихарда Вагнера, режиссёр Франк Касторф.

«Байройт осуществил новую постановку «Кольца Нибелунгов», приуроченную к 200-летию Рихарда Вагнера. Нефть — чёрное золото — второй план этой приводящей в замешательство постановки. Франк Касторф демонстрирует абсолютно нетипичный взгляд на Вагнера. В результате получается провокационная, раздражающая, но, тем не менее, приводящая в восхищение постановка, которую лучше всего можно описать как «взрывное» произведение искусства.

Нарочито немузыкальный подход Касторфа не может быть осмеян или отвергнут. Это свежий опыт, несмотря на его недостатки. На премьере в этом году есть много аспектов «Кольца» Касторфа, которые остаются незавершёнными. Тем не менее, в основе постановки есть чувство истинного художественного выражения» (Wagneropera)

Жерар Мортье за оперу «Королева индейцев», Королевский театр, Мадрид

Опера на музыку Генри Пёрселла, режиссёр — Питер Селларс. Копродукция Пермского театра оперы и балета, Королевского театра (Мадрид) и Английской национальной оперы.

«Этот большой «мировой театр» так гармонично функционирует потому, что Селларс нашёл в дирижёре Теодоре Курентзисе равноправного духовного партнёра. Курентзис, родившийся в 1972 году, — один из самых ярких молодых дирижёров.

Смешение культур и религий типично для постановок Селларса, которые, основываясь на их просветительской ясности, всегда избегают «свободных этнических песнопений». Но при этом Селларс не обходится без доли наивности, с которой слушатель должен одобрительно смириться. Так как Селларс постоянно вступает на этот «шаткий путь» и как деятель театра постоянно хочет большего, чем просто развлечение, ему удаются такие сильные постановки, как «Святой Франциск Ассизский» Оливье Мессиана и «Эль-Ниньо» Джона Адамса. «Королева индейцев», безусловно, также относится к этой категории великих исключительных произведений» (Suddeutsch Zeitung)

Церемония вручения премии состоится в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского 20 июня в рамках VIII Дягилевского фестиваля. После церемонии будет представлена мировая премьера оперы Дмитрия Курляндского Nosferatu, написанная по заказу художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться