Астафьевские чтения станут «Пастернаковскими»?
Предстоящая реорганизация музея Виктора Астафьева вызвала у музейщиков и писателей много вопросов
Прошёл ровно месяц с момента проведения пресс-конференции в Пермском краеведческом музее (ПКМ), посвящённой реорганизации Музея Астафьева в Чусовом. Как писал тогда «Новый компаньон», «Ольга Юдина (директор ПКМ — ред.) считает, что главная функция литературного музея — образовательная. По её словам, благодаря объединению фондов может сложиться база для очень содержательного литературного музея».
У всех, кто присутствовал тогда на пресс-конференции, создалось впечатление, что присоединение маленького музея к большому в качестве филиала — разумное решение, которое всем пойдёт на пользу.
Однако на днях появилось несколько открытых писем, авторы которых встревожены последствиями реорганизации. Так, директор музея Астафьева в Чусовом Владимир Маслянка в своём письме министру культуры Пермского края Игорю Гладневу пишет:
«Игорь Алексеевич!
В связи с вновь открывшимися обстоятельствами, прямо противоречащими Вашим заявлениям на пресс-конференции 05 ноября 2014 года… прошу официально ответить на следующие вопросы:
По какой причине ведётся работа по прекращению аренды помещений для музея по ул. Фрунзе, 38 в Чусовом? Это ведь главный «экспонат» музея. Здесь в ночь с 1 на 2 декабря 1950 года был написан самый первый рассказ В. П. Астафьева «Гражданский человек»… Мало литературных музеев в России могут похвастать подобным сочетанием — стены литературного музея являются одновременно и колыбелью («первым криком») творчества писателя.
Тем более что в одной связке с ним работает второй важнейший «экспонат» — дом В. П. Астафьева в Чусовом по ул. Партизанская, 76. Здесь несколько лет спустя после «Гражданского человека» была написана первая астафьевская книга «До будущей весны». Учитывая, что между двумя этими зданиями менее 500 метров, создано беспримерное даже для России уникальное сочетание литературы и архитектуры астафьевского времени — 1950-х годов…
А что касается «большой» арендной платы, то, как сказал глава Чусовского муниципального района Н. И. Симаков, никто и не просил её снизить (ни Минкульт, ни ПКМ), а сам Николай Иванович, проявляя добрую волю и понимая значимость В. П. Астафьева в деле воспитания патриотизма и образования граждан России, готов её вообще свести до минимума…
Увы, выбран путь наименьшего сопротивления: готовится к разборке уникальная знаковая музейная экспозиция по ул. Фрунзе, 38 в Чусовом, в т.ч. идёт подготовка к распиловке знаменитой скульптуры «Царь-рыба» Николая Хромова. Экспонаты готовятся к вывозу в ПКМ, площади которого и так одни из самых маленьких среди региональных музеев Приволжского округа, а литературный отдел существует только де-юре…
Цепочка вопросов, вытекающих один из другого: будут ли работать в филиале нынешние сотрудники литературного музея и с какого числа, где будут их рабочие места, будет ли проводиться в филиале научная работа и будет ли продолжено финансирование Малых Астафьевских чтений?»
Это письмо поддержали пять пермских писателей во главе с Фёдором Востриковым и Виталием Богомоловым, которые написали письмо уже на имя губернатора Виктора Басаргина с призывом спасти Чусовской музей.
Надо пояснить, что Музей Виктора Астафьева в Чусовом расположен в двух помещениях: в домике на ул. Партизанская, 76, где восстановлен интерьер, в котором семья Астафьевых жила на протяжении восьми лет из почти 20, проведённых в Чусовом, и в цокольном этаже жилого дома по ул. Фрунзе, 38, где был расположен колбасный цех, в котором Виктор Астафьев работал охранником и на досуге занимался сочинительством. Именно там он написал свой первый опубликованный рассказ «Гражданский человек», который Владимир Маслянка сравнивает с первым криком ребёнка, а само помещение называет «литературной колыбелью Астафьева». Поэтому расположение литературной экспозиции важно: само помещение — тоже экспонат. Расположить большую экспозицию в доме-музее Астафьева невозможно: там площадь — 19 кв. м.
Как рассказал «Новому компаньону» Владимир Маслянка, 14 ноября он получил приказ №519, в котором 16 раз неправильно написано название музея: «имени Астафьева» вместо просто «Астафьева». «Мы — не музей имени Астафьева, — поясняет директор учреждения. — Например, музей имени Пушкина в Москве никакого отношения к Пушкину не имеет, там западноевропейское искусство. А мы — музей Астафьева, который посвящён только ему!»
В приказе, кроме ошибок, содержится требование уведомить арендодателя об отказе от ареды с 1 января 2015 года, что влечёт вывоз всех экспонатов, в том числе трёхметровой «Царь-рыбы» — скульптуры талантливейшего Николая Хромова. «Её собираются распилить уже на следующей неделе!» — сокрушается директор-энтузиаст.
Владимир Маслянка, который около 30 раз, в том числе нередко по собственной инициативе и на собственные средства съездил в гости к семье Астафьевых, очень боится, что накопленные за 11 лет экспонаты будут похоронены в запасниках, поскольку литературной экспозиции в краеведческом музее нет.
Специалисты краевого минкульта и краеведческого музея уверены, что Маслянка боится зря.
Заведующая литературным отделом ПКМ Наталья Нохрина сообщила, что на будущий год выделяются достаточные средства для реставрации интерьера в Доме-музее Астафьева на ул. Партизанской, 76, а также на благоустройство территории рядом с домиком, чтобы туристам было комфортно (в самом домике могут находиться одновременно примерно 10 человек, не больше). Насчёт помещения на ул. Фрунзе у неё информации нет, но её отдел никак не готовится к тому, чтобы принять «Царь-рыбу».
Наталья Нохрина подчёркивает, что Астафьев — «пермский бренд», музей относится к нему серьёзно. Ей вторит заместитель министра культуры Пермского края Ирина Ясырева, которая тоже начала свой комментарий со слов о «пермском бренде». В целом Ирина Николаевна продемонстрировала хорошую осведомлённость о ситуации. По её словам, в Пермь перевозят не всю коллецию, а только рукописи и другие «бумажные» экспонаты, которые не выставлены в экспозиции, а находятся в запасниках. В полуподвальном помещении бывшего колбасного цеха подобные материалы могут пострадать от сырости. Сама экспозиция, конечно, будет развиваться и меняться, но не переезжать.
«Мы понимаем, что дом-музей и экспозиция в бывшем колбасном цехе — это разные истории, и обе истории надо сохранить», — считает заместитель министра. По поводу распилки скульптуры замминистра впервые узнала из письма Маслянки. Возможно, имеет место некоторая ведомственная несогласованность.
Кроме того, как сообщила Ясырева, сотрудники краеведческого музея уже наладили контакты с музеем в посёлке Овсянка Красноярского края, где прошли последние годы жизни Астафьева, и договорились об обменных выставках.
Наконец, замминистра сообщила, что в самые ближайшие дни глава краевого минкульта Игорь Гладнев побывает в Чусовом, где у него запланированы встречи с Владимиром Маслянкой и с руководством Чусовского района. Планируется среди прочих вопросов обсудить и продление аренды помещения на ул. Фрунзе, 38.
Это звучит хоть и позитивно, но не очень понятно. Дело в том, что аренду не надо продлять: договор заключён до 2018 года. Надо её просто-напросто не разрывать! Словом, кто-то кого-то не услышал или услышал неправильно.
Как объяснил «Новому компаньону» министр культуры Игорь Гладнев, решение о присоединении чусовского музея к ПКМ принято именно потому, что «в связи с предстоящим Годом литературы развитие Литературного музея В. П. Астафьева является приоритетным в планах Министерства культуры Пермского края».
Игорь Гладнев:
— Наиболее жизнеспособной формой развития малых музеев в современной экономической ситуации, на мой взгляд, является объединение ресурсов с более эффективной музейной структурой, в данном случае — Пермским краеведческим музеем. Существующая филиальная система Пермского краеведческого музея доказывает успешность и результативность подобного объединения.
Остался не вполне ясен вопрос об Астафьевских чтениях. Этот просветительский проект не относится к мероприятиях Чусовского музея Виктора Астафьева, но тоже связан с именем этого писателя.
По словам Ясыревой, на будущий год запланировано финансирование чтений, которые, по информации замминистра, пройдут в январе в посёлке Всеволодо-Вильва, и проведёт их фонд «Юрятин» во главе с профессором ПГНИУ Владимиром Абашевым.
Владимир Абашев об этом узнал впервые от корреспондента «Нового компаньона» и очень удивился. По его словам, во Всеволодо-Вильве пройдут традиционные Малые Пастернаковские чтения, не имеющие никакого отношения к Астафьеву.
Многие знакомые с ситуацией люди высказывают опасения, что Астафьевские чтения «падут жертвой» продолжающейся истории с АНО «Пермь-36», поскольку именно «Пермь-36» всегда проводило пермскую часть этого межрегионального проекта. Астафьевские чтения проходили каждый год по определённому графику: в мае — в Красноярске, в сентябре — в Вологде, в конце ноября — начале декабря в Перми. Это связано с определёнными датами: так, 1 мая — день рождения Астафьева, а 29 ноября — день памяти. Январь в этот график не вписывается, к тому же Всеволодо-Вильва — не астафьевское место, а пастернаковское.
Что же касается запланированного на 2015 год финансирования этого просветительского проекта, то, по информации «Нового компаньона», на 2014 год оно тоже было предусмотрено, но по факту так и не было использовано.
Беспокойство по поводу астафьевского наследия в Прикамье пока сохраняется. Возможно, поездка Игоря Гладнева в Чусовой поможет ответить на многие вопросы.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.