Павел Катаев

музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Добавить в избранное

Поделиться

Preoccupations — Preoccupations

Канадская группа Preoccupations изначально называлась Viet Cong. Тогда музыканты представляли себе вьетнамских коммунистов, обвиняемых в военных преступлениях, лишь как «плохих парней из фильмов». Четвёрка из Калгари мало задумывалось по поводу своего названия, пока осмотрительные промоутеры не стали отменять их концерты, а некоторые разгневанные интернет-пользователи не начали осыпать их гневными комментариями. Впрочем, по словам фронтмэна Мэтта Флегела, досадная история со сменой названия повлияла на новый альбом меньше, чем неурядицы в личной жизни музыкантов и тот факт, что все они теперь живут в разных городах.

Исправленная «вывеска» не изменила содержания. Preoccupations продолжают играть нелюдимый постпанк, вписывающийся в известный ассоциативный ряд: Joy Division, The Fall, Interpol. В первом треке Anxiety Мэтт Флегел тянет фразу «охватывающая тревога» голосом человека под транквилизаторами, будто намеренно составляя жанровое резюме в одной строчке. Мир лирического героя разорван, а склеить куски мешают апатия и равнодушие. Декадентская эстетика воплощается в открытом музыкальном множестве с расползающейся песенной структурой. Трек может длиться одну минуту (Sense) или одиннадцать с половиной (Memory), складываясь из барабанов, бьющихся в холодном поту, бледных аккордов на электронных клавишных и хриплого голоса, подёрнутого гитарной дымкой. Preoccupations нарушают инструментальные и композиционные формулы, освобождая больше места для очищенного грува. По крайней мере, им хватает пространства в переполненной стилевой нише, чтобы развернуться и продолжить творческое самокопание.

Купить.

Ólаfur Аrnаlds — Islаnd Sоngs

Island Songs не столько альбом, сколько путешествие композитора Олафура Арналдса по родной Исландии. Каждую неделю он записывал композицию вместе с приглашёнными артистами в той или иной коммуне. Команда режиссёра Балдвина Зи снимала происходящее, и после небольших доработок буквально на следующий день выходил клип. Так Олафур и его соотечественники рисовали образ страны — не портрет, но серию импрессионистичных эскизов.

В данном случае запечатлённый процесс важнее результата. Вот Олафур Арналдс солирует на фортепиано в уютном доме, пока хозяин сперва угощает гостей печеньем, а потом выходит во двор и начинает играть на валторне: он участник местного брасс-трио. Вот Арналдс за клавишами аккомпанирует вокалистке Of Monsters and Men, а струнный квартет, расположившийся рядом на лестнице, вступает вслед за ним. Вот писатель Эйнар Эйнарссон в окружении музыкантов читает поэму из исландского фильма «Жизнь на виду». Названия всего семи треков вырисовываются лёгкими контурами национальной идентичности: «Долина» (Dalur), «Голоса» (Raddit) или просто «1995» — год, когда лавина обрушалась на одно из поселений, оставив чёрную страницу в истории всей Исландии. Аранлдс варьирует на фортепиано и синтезаторах несложные аккорды, вежливо дополняемые виолончелью, скрипкой, альтом, электроорганом или хором. Однако эта нехитрая красота абсолютно вписывается в замысел: дать голос разным уголкам одновременно маленького и просторного острова.

Слушать. Купить.

Mats Eilertsen — Rubicon

Норвежский контрабасист Матс Эйлертсен может считаться полномочным представителем скандинавского джаза хотя бы в силу опыта. Эйлертсен играл в ансамблях Food и Parish, сотрудничал с пианистом Тордом Густавсеном и гитаристом Якобом Янгом, приложил руку к более чем 70 релизам и выпустил семь альбомов под своим именем. Его восьмой пластинкой станет Rubicon, записанный вместе с международным составом музыкантов.

Эйлертсен и его соратники играют джаз без модернистской дерзости, но с модернистской свободой. Первая композиция Canto начинается с колышущегося арабского созвучия кларнета и саксофона, а затем под осторожное, будто случайное шуршание барабанов предаётся ностальгии фортепиано, и его настроение подхватывает контрабас. Впоследствии саксофон нечаянно сорвёт голос (пятая минута трека March), вибрафон ритмично промычит с загадочной, но неглупой интонацией (первая треть Lago), а духовые протанцуют в хмельном диссонансе (BlueBlue), уступив место собранному электрогитарному соло. Впрочем, обойдётся без лишних эмоций и резких переходов: разноголосый разговор проходит в Rubicon весьма спокойно. Может быть, сказывается скандинавская уравновешенность.

Слушать. Купить.


Материалы по теме

Добавить в избранное

Добавить в избранное

Michael Kiwanuka — Love & Hate, Júníus Meyvant — Floating Harmonies, Shura — Nothing's Real

Добавить в избранное

Добавить в избранное

The I.l.i’s — Scum with Boundaries, Kenny Garrett — Do Your Dance!, Jherek Bischoff — Cistern

Добавить в избранное

Добавить в избранное

Kelsey Lu — Church EP, The Amazing — Ambulance, Lou Rhodes — Theyesandeye

Добавить в избранное

Добавить в избранное

Omar Rodriguez-Lopez — Cora zones, Dinosaur Jr. — Give A Glimpse Of What Yer Not, Manu Katché — Unstatic

Добавить в избранное

Добавить в избранное

Wild Beasts — Boy King, Thee Oh Sees — A Weird Exits, Black Atlass — Haunted Paradise


Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться