Добавить в избранное
Nick Cave & The Bad Seeds — Skeleton Tree
В июле прошлого года Ник Кейв потерял сына. Пятнадцатилетний Артур разбился, упав со скалы недалеко от дома семьи в английском Брайтоне. Понятно, что новый альбом The Bad Seeds создан в тени этой трагедии. За день до релиза в кинотеатрах был показан фильм Эндрю Доминика One More Time Feeling, в котором запечатлен процесс записи, жизнь родных и друзей Кейва. По стилистике, предполагающей вкрапление постановочных сцен в документальную съёмку, One More Time Feeling похож на другую ленту о музыканте 20,000 Days on Earth, снятую режиссёрским дуэтом Йена Форсайта и Джейн Поллард и выпущенную в 2014 году. При этом содержательно граница между «до» и «после» чертится двумя фильмами с щемящей отчётливостью. Вот Ник вместе с сыновьями смотрит телевизор за пиццей — вот Ник в чёрно-белом кадре пытается жить дальше.
«Ты далёкое воспоминание твоего Создателя, разве ты не видишь?» — произносит Кейв в песне Jesus Alone. Музыкант, отношение которого к религии складывалось долго и сложно, не просит и не упрекает. Он лишь констатирует одиночество человека перед Богом и одиночество самого Бога. Барабаны ступают едва слышно, гитара мерно пускает резонирующие риффы, динамику создают лишь назойливое электронное пиликанье, нарастающие волны секции струнных, а также фортепиано и голос Кейва. Несмотря на свободу гармонии и медленный темп, аранжировки Skeleton Tree оставляют ощущение духоты — такой, какая бывает в кошмарах. В песне I Need You, внешне лишённой напряжения и боли, эта духота достигает высшей точки. В последних двух композициях становится чуть легче, отчасти благодаря сопрано Эльзе Торп.
Ник Кейв почти не говорит о том, что случалось. Его тексты, больше напоминающие прозаические отрывки, рисуют отвлечённые образы: город на закате, красное платье, дерево-скелет. Для Кейва музыка — форма выражения и продолжения жизни. Нечто похожее выражала Björk своим альбомом Vulnicura. Хотелось бы сказать о терапевтическом эффекте творчества, но, кажется, прозвучит пошло и неверно по сути. В трейлере One More Time Feeling Кейв говорит о том, что происходит, когда теряешь близких: «Ты смотришь в зеркало и видишь того же человека. Но человек под кожей — другой».
М.I.A. — AIM
Певица М.I.A. идентифицируется в современной поп-музыке вполне однозначно: гражданский активист эпохи глобализма. Неоднозначно воспринимаются её высказывание и поведение, будь то клип Borders, посвящённый миграционному кризису в Европе, или оскорбительный жест на одном из крупнейших спортивных шоу в Америке. Однако подозревать её в стремлении к дешёвым сенсациям не приходится. Представительница тамильского народа и дочь политического активиста, бежавшего в Британию от гражданской войны на Шри-Ланке, Майа Арулпрагасам не понаслышке знает о бедах развивающихся стран и непростом положении переселенцев. К тому же AIM станет уже пятым и, по словам певицы, последним альбомом в её десятилетней сольной карьере.
М.I.A. продолжает говорить на языке танцевальной электроники и актуального хип-хопа о борьбе угнетённых против угнетателей. Первые — носители разных социальных статусов: женщина, мигрант, диссидент, бесправный рабочий; вторые — циничные капиталисты, жестокие политики, шовинисты разных мастей. Однако вместо политических манифестов с конкретными требованиями М.I.A. выдаёт строчки с достаточно общими посылами, остро заточенными под массовые вкусы. Индийская перкуссия звучит не хуже битов в берлинском техно. В треке Sword лихо зациклен звон мечей, в Bird — игрушечное чириканье. Уверенная читка разгоняет фразы о реинкарнации в салоне Toyota Corolla и «Народной республике Свэгестан». Будучи поборником свободы и мультикультурализма, сама М.I.A. — дитя глобального мира и унифицированных культурных кодов. В протестной позе усматривается внутренняя уязвимость, желание найти себя в мировой вавилонской мешанине. В конце концов, М.I.A. в переводе означает «пропавший без вести».
Sean Foran — Frame of Reference
Пианист Шон Форан тоже связан с международной повесткой, но уже в ином жанровом сегменте. Уроженец далёкой Австралии давно и активно осваивает мировую джазовую сцену. Форан выступает на фестивалях в Канаде и Японии, гастролирует по Китаю и Аргентине, играет в составе трио Vehere с норвежцем Кари Блейвиком и бельгийцем Йоахимом Баденхорстом. Разумеется, у себя на родине Шон Форан также востребован, причём в качестве не только исполнителя и композитора, но также преподавателя.
Альбом Frame of Reference вместе с Фораном записали саксофонист Джулиан Аргьюллс, гитарист Стюарт Маккаллум, виолончелист Бен Дэвис и барабанщик Джуст Хендрикекс. Нагрузку в ваянии сложных ритмических и гармонических сооружений они распределили поровну. Но если в пьесе Une Fille после репризы музыканты по очереди передают друг другу право на соло, то в композиции, давшей название пластинке, они объединяются ради продолжительного и интенсивного пассажа. Избегая буйных тембров, ансамбль Форана выдаёт сдержанный фри-джаз, направляя большую часть своей энергии на работу с композиционной структурой. Впрочем, удачными и прочувственными мелодиями Frame of Reference тоже не обделён.
Материалы по теме
Добавить в избранное
Omar Rodriguez-Lopez — Cora zones, Dinosaur Jr. — Give A Glimpse Of What Yer Not, Manu Katché — Unstatic
Добавить в избранное
Wild Beasts — Boy King, Thee Oh Sees — A Weird Exits, Black Atlass — Haunted Paradise
Добавить в избранное
Preoccupations — Preoccupations, Ólаfur Аrnаlds — Islаnd Sоngs, Mats Eilertsen — Rubicon
Добавить в избранное
Peter Broderick — Partners, Crystal Castles — Amnesty (I), Ed Harcourt — Furnaces
Добавить в избранное
Frank Ocean — Blonde, Motion Graphics — Motion Graphics, Hamasyan/Henriksen/Aarset/Bang — Atmospheres
Добавить в избранное
Warhaus — We Fucked a Flame into Being, Skye & Ross — Skye & Ross, СБПЧ — «Мы — огромное животное, и мы вас всех съедим»
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.